Уважаемые родители!
(Обращение к родителям первокурсников)
Каждый год, как все учебные заведения, наш техникум гостеприимно распахивает двери для пополнения большого и дружного коллектива студентов, которые поступают из разных школ города, Ленинградской области и не только, и становятся первокурсниками нашего учебного заведения. Переход из школы в техникум является для многих из них переломным моментом в жизни, потому что не каждый взрослеющий подросток самостоятельно, без поддержки взрослых может приспособиться к новым, важным для него условиям, а также безболезненно их пережить.
Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели техникума и, в первую очередь мастер производственного обучения и классный руководитель. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями.
Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.
Адаптация студентов включает: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.
Социально-психологическая адаптация – это приспособление к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.
Адаптация первокурсников в техникуме происходит по-разному. Так, у одних обучающихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения.Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из ОУ по причине нежелания учиться.
С чем это связано (причина):
- Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
- Недостаточная мотивационная и психологическая готовность к выбранной профессии;
- Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких;
- Принятие новых правил и требований;
Уважаемые родители, наша с вами совместная цель – создание условий для успешной и быстрой адаптации ребят в техникуме. А следовательно, студентам необходима поддержка, как со стороны педагогического коллектива так и со стороны родителей.
В рамках техникума существует программа адаптации первокурсников, данную программу совместно реализуют все специалисты: зам. директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, преподаватели, классные руководители.
Психологическая поддержка – это процесс:
- в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах подростка с целью укрепления его самооценки;
- который помогает подростку поверить в себя и свои способности;
- который помогает подростку избежать ошибок;
- который поддерживает подростка при неудачах.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Для того чтобы поддержать подростка, мы с вами – родители, педагоги - сами должны испытывать уверенность. Мы не сможем оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научимся принимать себя и не достигнем самоуважения и уверенности.
Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в школе «самым способным», то они ожидают от него того же и в техникуме.
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки».
Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по -прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.
Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше,чем связанные с ним проблемы.
Часто бывает, что родители сосредоточены на прошлых неудачах ребенка, и воспринимают его только через призму его неудач. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ваш ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».
С поступлением в техникум, у подростка возникает шанс показать себя с другой стороны, показать свои сильные стороны, раскрыть творческие способности, расширить сферу интересов, развивать профессиональные навыки.
Желаю успехов в новом учебном году!
Педагог-психолог Гаврилкина Майя Андреевна
Тема – Семейная медиация, как эффективная техника разрешения конфликтных ситуаций.
Вашему вниманию представлены:
1. Видеообращение.
2.Статья «Семейная медиация», в которой подробно рассказывается о технике семейной медиации, ее этапах, правовом регулировании процесса медиации. Открыть
3. Презентация «Семейная медиация» Открыть
Роль семьи в профилактике социально-психологической дезадаптации подростков
Психосоциальная дезадаптация – вызвана половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обуславливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального подхода и, в отдельных случаях, специальных психосоциальных и психолого-педагогических программ.
По сути дела, речь идет о некоторых личностных психологических особенностях, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. К ним могут относиться различные черты характера, неадекватное проявление самооценки, нарушение эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, неосознаваемые регуляторы поведения, вытесненные и подсознательные комплексы, фиксированные установки, фобии, тревожность, агрессивность. Проблемы поведения у таких подростков носят психологический характер. В этих случаях наряду с индивидуальным педагогическим подходом применяют в семье и школе весьма эффективные психокоррекционные техники и психосоциальные технологии.
Рекомендации родителям первокурсников по адаптации подростков в техникуме
Роль семьи в формировании учебной мотивации у подростков
Роль семьи в формировании учебной мотивации у подростков. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу.
Обучающиеся нашего техникума — это не школьники, которым можно сказать “Так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. И если мы, взрослые, отвечаем в духе “В жизни пригодится”, то обучающийся теряет интерес. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому главной задачей в формировании учебной мотивации это умение доказать студентам, что каждый предмет, который входит в учебную программу, действительно будет полезен в их будущей деятельности.
М.А. Гаврилкина
Памятки родителям и методические рекомендации
- Методические рекомендации (порядок) - Создание условий для участия родителей (законных представителей) в контроле за организацией питания обучающихся в образовательных организациях. Открыть
- Памятка для родителей - Поймите своего ребенка Открыть
- Подросток и наркотики (Лекция для родителей) Открыть
- Медиация как форма решения семейных конфликтов Открыть
Аудио-файл, обращение Психолога Гаврилкиной М.А.
- Памятка для родителей - Безопасный интернет Открыть
- Роль родителей в профилактике агрессивного поведения у подростков Открыть
- Методические рекомендации по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети "Интернет" Открыть
- Десять заповедей для родителей Открыть
- Памятка родителям по управлению безопасности в интернете - Открыть
- Методические рекомендации для информирования родителей о рисках, связанные с детской смертностью - Открыть
- Памятка родителям о ПАВ (№ 1) Открыть
- Памятка родителям о ПАВ (№ 2) Открыть
- Памятка родителям - Агрессия и экстремизм Открыть
- Информация родителя - "Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма" Открыть
- Прокуратура Калининского района разъясняет: Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании - залог здорового будущего! Открыть
Полезные страницы для родителей на нашем сайте
Расписание и расписание звонков